ПРАВИЛО БЛАГОРАЗУМИЯ И ПРАВОТЫ ЦАРЯ СОЛОМОНА
1 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского,
2 Чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума;
3 Усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты...
Притчи. 1,1-3
Правило благоразумия и правоты царя Соломона состоит в следующем: "...праведник - на вечном основании" (10,25). "...корень же праведников - неподвижен" (12,3).
Это вечное и прочное основание праведник ищет, находит, видит не где-нибудь, а именно в окружающей его действительности: "Ухо внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми" (15,31).Но, безусловно и непременно, пуститься на поиски такого основания праведника заставляет не только разум, но и сердце: "Сердце разумного ищет знание, уста же глупых питаются глупостью" (15,14). "Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания" (18,15). "Коварное сердце не найдет добра..."(17,20).
Это вечное и прочное основание, которое присутствовало в этом мире "прежде бытия земли" (8,23), присутствует на земле и в каждом миге настоящего, во всех явлениях жизни: "на возвышенных местах, на дороге, на распутиях..." (8,2). И будет вечно существовать в будущем. То есть, коротко, в каждом миге бытия всегда сосуществуют элементы и прошлого, и настоящего, и будущего, неразрывно, как три поколения людей, связанные. А потому: "Благоразумный видит беду," - элементы будущего в настоящем - "и укрывается..." (27,12).
И именно от этого вечного и прочного основания начинается разумный, добрый и прямой путь: "Мудрость разумного - знание пути своего..." (14,8). Путь закона, справедливости, правоты: "Путь же беззаконных - как тьма, они не знают, обо что споткнутся" (4,19). Ведь любая беззаконность и несправедливость среди людей начинается с беззаконного и несправедливого отношения людей к самим себе. "Не хорошо душе без знания..." (29,2). "Кто приобретает разум, тот любит душу свою..." (19,8). И в конце этого пути отдельного человека - "Венец славы - седина, которая находится на пути правды" (16,31).
Все же пути, в начале, в основе которых лежит любое другое положение или просто только замыслы, желания, намерения и тому подобное, - пути всего лишь "кажущиеся" (16,25; 14,12). И все они ведут к такому состоянию общества, когда "...будут звать меня (мудрость - Авт.), и я не услышу, с утра будут искать, и не найдут меня" (1,28).
И остается только констатировать, что элементы такого будущего уже более чем глубого и широко прорастают в настоящем.