О ГЛУПОСТИ РЕЧЕЙ О ГЛУПОСТИ ЛЮДЕЙ




Говори о том только, что для тебя ясно, как утро, иначе молчи.

Талмуд

У кривой Натальи все люди канальи.

Русская пословица


Глупость речей о глупости людей очень просто доказывается уже  одним только фактом  полного, совершенного отсутствия в обществе ясного и точного единого общего понимания, что есть глупость.

 Слово «общее» в данном случае имеет тот смысл, который в него вкладывал А.П.Чехов в своем письме к А.С.Суворину: «Вы усвоили себе общее понятие, и поэтому газетное дело удалось Вам; те же люди, которые сумели осмыслить только частности, потерпели крах. В медицине то же самое…То же самое и в беллетристике. Термин «тенденциозность» имеет в своем основании именно неумение людей возвыситься над частностями».

То есть, глупость всех речей о глупости людей состоит прежде всего в их тенденциозности. И уже здесь можно отметить одно важное обстоятельство. Наверное, можно все-таки рассчитывать на общее для всех людей понимание, что глупость — это все-таки очень важное, заметное явление жизни.

 Поэтому любое знание жизни, не включающее в себя знания, что в общем есть глупость, является знанием неполным и, собственно, вообще не является таковым. Ведь точно так же, как нельзя только в некоторой степени быть беременной, нельзя только в некоторой степени знать жизнь.

Общее же понятие о глупости совсем несложно: глупость есть причина различных, сводящихся к потере времени потерь, допущенных в условиях, исключающих возможность оправдания этих потерь любыми другими причинами. При этом людям, для  которых связь общего с частным не является секретом, известно, что «черти прячутся в частностях».

Так вот, если не терять время на рассмотрение массы второстепенных причин, которыми люди могут оправдывать совершаемые ими ошибки и допускаемые ими потери (болезненное состояние, состояние аффекта, вмешательство потусторонних сил, и т.д., и т.п.), то в главном глупость есть неспособность делать выводы из признаваемого известным знания, когда время делать эти выводы уже пришло.

Казалось бы, все просто и ясно. Как восклицал, хлопнув себя ладонью по лбу, Э.Пуаро в кинофильме «Смерть на Ниле»: «Какими идиотами были мы все! Ведь я же знал это! Знал!».  И Л.Вовенарг указывал: «Глупец, у которого большая память, исполнен мыслей и фактов, но он не умеет делать заключений, — а за этим все и дело». Но дело-то как раз именно за тем, что: «Знать, что знаешь то, что знаешь, и знать, что не знаешь того, чего не знаешь, — вот истинная наука» (Древнекитайская мудрость).

Сразу можно напомнить, что все выдающиеся открытия в науке о природе и в науке о жизни делались людьми, которые усомнились в знаниях, признаваемых множеством других людей за аксиомы и довели свои сомнения до конца. При этом первым в истории науки человеком, то есть первым в истории настоящим ученым, который на это указал, был вовсе не А.Эйнштейн, а В.Шекспир.

В обращении к читателям Первого фолио его издатели вовсе не пустословили, когда указывали, что В.Шекспир был самым выдающимся выразителем Природы. Более того, они усилили значение этого своего указания, употребив в обращении к графам Пембруку и Монтгомери для характеристики осуществленного ими издания слово “enterprise”.

 А филологи знают, что во времена Шекспира это слово означает, как правило, деяние, имеющее общественное, политическое и государственное значение. При этом усомнился В.Шекспир именно в той аксиоме, которую многие люди и часто приводят в оправдание допущенных ими, мягко говоря, ошибок, имеющих иногда общественное, политическое и государственное значение. Выразил это В.Шекспир в диалоге двух земляков в пьесе «Комедия ошибок»:

Антифон  Сиракузский.              
Для всего есть свое время.

Дромио  Сиракузский.                
Это мнение я опровергнул бы…

В своей известной книге А.Радищев очень верно указал на одну из важных причин совершаемых людьми ошибок: «Рассудок есть раб нетерпеливости». Поэтому сразу можно сказать, что главной причиной множества поныне допускаемых людьми потерь является незнание ими истины, которая должна лежать в основе всех взаимосвязанных, выходящих на практику людей разумных, добрых, вечных выводов. При этом людям неизвестно и непонятно, что знание жизни и знание истины — это одно и то же, как эти слова не переставляй.

Таким образом, о глупости людей имеет право говорить только тот, кто может представить доказательства своих немалых усилий по донесению до людей ясно и точно выраженного понимания, что на деле знать жизнь — значит знать и понимать вечную истину взаимосвязанного сосуществования элементов прошлого, настоящего и будущего в каждом миге бытия и бытия людей. Ясно же и точно это понимание будет выражено только тогда, когда оно будет показано на массе конкретных примеров, ярчайшим и точнейшим из которых является каждый без исключения человек.

 Каждый человек суть материализованная вечная истина взаимосвязанного сосуществования элементов прошлого, настоящего и будущего в каждом миге бытия. Но даже при всем этом, о глупости людей может говорить только тот, кто сможет доказать, что  он нес людям знание жизни и истины не только в поте своего лица, но и талантливо:

Когда порою, без толку стараясь,
Все дело бесталанностью губя,
Идет на бой за правду бесталанность,
Талантливость, мне стыдно за тебя.

                                     Е.Евтушенко

И только тогда, когда все эти условия будут соблюдены, можно будет говорить о глупости людей, но не в общем, а только тех конкретных людей, которые окажутся с истиной связи времен ознакомлены, но не окажутся способными делать из нее необходимые выводы. Люди же, которые об этой истине не узнают, если только, конечно, это не будет следствием их нежелания (невежества) знать ее, останутся не глупыми, а просто незрелыми людьми, не знающими и не понимающими сути процесса, участниками которого им довелось быть.

Надо только понимать, что в любом случае люди являются важнейшим элементом будущего в бытии, просто это будущее у людей и бытия было бы другим, если бы они стали людьми зрелыми.

Rambler's Top100
© trueshakespeare
Бесплатный хостинг uCoz