КТО ИЗ ЛЮДЕЙ ПРОИЗОШЕЛ НЕ ОТ ОБЕЗЬЯНЫ
Подражанью — грош цена: и собака подражает псарю, обезьяна — хозяину…
В.Шекспир
Приведенные в эпиграфе слова Шекспира из пьесы «Бесплодные усилия любви» не остались первыми и последними словами, в которых он выразил свое понимание сущности жизни людей. Он возвращается к этой теме несамостоятельности, эпигонства, «обезьянничанья» людей в пьесе «Юлий Цезарь»:
Безмозглый человек, он ум питает
Отбросами чужими, подражаньем
И старые обноски с плеч чужих
Берет за образец…
(IV, 1, перевод М.Зенкевича)
В «Гамлете» он обобщает:
Обычай может смыть чекан природы.
(III, 4, перевод М.Лозинского)
Об обычае, лежащем в основе жизни людей, пишет Шекспир и в «Кориолане». А обычай — это и есть самое яркое выражение того факта, что люди живут подражаньем. «Обычай — деспот меж людей» (А.Пушкин). При этом пример А.С.Пушкина показывает, что даже люди, способные суть этого явления понять, не всегда способны из пут этого самого подражания, из своей обезьяньей сущности вырваться.
И непревзойденное величие Шекспира состоит именно в том, что он не только сам из этих пут вырвался, но и показал в своих произведениях, что на такой подвиг самостоятельности способен каждый здравомыслящий человек:
У каждого раба в руках есть средство
Освободиться от своих оков.
(«Юлий Цезарь». I, 3)
Для этого рабам деспотических обычаев, привычек и т.д. надо только понять, что истинно в общем есть жизнь. И «путеводствоваться» в ней этим самым своим пониманием, а не примерами других людей, не только в основном живущих по пословице «Пусть гнило, да мило», но и даже самых выдающихся людей.
Недаром один из этих выдающихся людей совершенно справедливо отмечал, что, отдавая должное способностям таких людей в решении разных частных вопросов мироздания, им ни на грош нельзя верить при решении вопросов общих, поскольку при решении этих общих вопросов они сами обезьянничают: «У человечества есть все основания ставить провозвестников моральных ценностей выше, чем открывателей научных истин» (А.Эйнштейн).
В отличие от А.Эйнштейна, за века до него и, похоже, на века после него, Шекспир единственный сказал людям, что вечную истину взаимосвязанного сосуществования элементов прошлого, настоящего и будущего в каждом миге бытия и бытия, жизни людей может понять каждый, всякий здравомыслящий человек.
И, соответственно, каждый здравомыслящий человек может и должен делать из этой истины закономерные, взаимосвязанные, выходящие на практику людей выводы, которыми, а не «обносками с плеч чужих»», он и «путеводствуется». И делает это он не просто из благих намерений, которыми, как известно, вымощена дорога в ад, не обезьянничая, поскольку великое множество этих выводов уже представлены во множестве книг, в пословицах и т.п., а именно вследствие понимания, что выводы из истинного основания являются выводами именно научными, то есть понимая неотвратимость последствий непонимания их и не следования им.
Естественно, как показывает опыт понимания людьми слов Шекспира, найти таких людей, если и возможно, тот не так уж и просто. Но в любом случае, очевидно, каждый такой человек, в отличие от всех остальных людей, произошел не от обезьяны, а —
От духа той гармонии нетленной,
Чья красота извечно предстает
Во всем, что истинно и совершенно.
(Э.Спенсер. Сонет 79)