КАКОЙ ЗАКОН НЕ ПИСАН ВСЕМ ДУРАКАМ
Дураку закон не писан.
Пословица
Безусловно, подавляющее большинство читателей этой заметки знают, что «каждый по своему с ума сходит», а потому, скорее всего, все они (читатели) считают, что количество неписанных дуракам законов столько же, сколько на свете есть самих дураков. И, вроде бы, все так и есть.
Но дело-то тут в том, что, опять же, скорее всего, подавляющее большинство читателей этой заметки не знают, что «Пословицы — сохранившийся обломок древней философии» (Аристотель). То есть, все эти читатели не понимают действительного смысла представленной в эпиграфе пословицы, поскольку не знают происхождения и начала этой пословицы.
Отыскать же это начало можно, обратившись к одному из ярчайших и известнейших памятников этой самой древней философии, — к «Илиаде» Гомера.
В главе пятой этого эпоса (строка 760, здесь и далее перевод В.В.Вересаева) Гомер рассказал, как веселятся боги, «в бой подстрекнув дурака, над которым не властны законы».
На содержание же этого закона Гомер указал уже в первой главе «Илиады» (340):
…безумствует он в погубительных мыслях,
«Прежде» и «после» связать не умеет.
Во второй главе «Илиады» (105) Гомер возвращается к этому моменту еще раз:
Носятся вечно по ветру людей молодых помышленья, побужденья;
Если ж участвует старец, то смотрит вперед и назад он.
И то, что сделал Гомер это не случайно и не для красного словца, показывают его слова уже в главе восемнадцатой (250):
…рассудительный стал говорить им.
Только один между всеми смотрел вперед и назад он.
То есть, всем остальным дурачкам необходимость «смотреть вперед и назад», то есть, в прошлое и будущее, то есть, необходимость связывать времена была «не писана».
Короче, всех без исключений дураков, независимо от расы, цвета кожи, социального положения, уровня образования и дохода, пола и возраста, политической или сексуальной ориентации, вероисповедания и, вообще, верующих и атеистов, и проч., и проч., объединяет неспособность понять закон связи времен и, соответственно, неспособность следовать ему.
Первое следствие из этого положения в том и состоит, что «Только когда случится беда, дураки ее видят» (тоже Гомер). И как раз очевидность этого положения, и особенно в России, и является самым ярким примером, показывающим, что существует общий закон, не писанный огромному числу дураков, и что является этим законом именно закон связи времен, вытекающий из вечной истины взаимосвязанного сосуществования элементов прошлого, настоящего и будущего в каждом миге бытия.
Но самое главное, отсюда видно, что, вообще-то, положение не безнадежно. Его вполне можно исправить, если людей познакомить с законом связи времен не так, как это делал Гомер, а прямо, ясно, точно и доходчиво. И если кто-то и в этом случае этот закон не поймет, то тогда уже точно ему можно будет адресовать приведенную в эпиграфе пословицу.