КАК СТАТЬ УМНЕЕ СОКРАТА
Знать, что знаешь то, что знаешь,
и знать, что не знаешь того, чего
не знаешь, — вот истинная наука.
Китайская мудрость
По собственному опыту знаю, что стать умнее Сократа можно, своевременно начав с того, чем этот самый Сократ закончил: «Я знаю только, что я ничего не знаю».
При этом у этого же самого Сократа можно и узнать, в своем знании чего нужно усомниться прежде всего: «Непознанная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой».
На это же (на то, в чем нужно усомниться)) указывал, например, и О.Хайям:
Тот, кто с детства уверовал в собственный ум,
Стал в погоне за истиной сух и угрюм,
Притязающий с детства на знание жизни,
Виноградом не став, превратился в изюм.
Хорошо сказал об этом же и Р.Роллан;
Жизненный путь человека означает непрерывное преодоление не только внешних препятствий, но и стареющих форм своего собственного сознания, чтобы возродиться на более высокой ступени. Это путь человека к зрелости.
Надо только учесть уже упомянутое обстоятельство — своевременность:
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
……………………………..
Кто странным снам не предавался…
А.С.Пушкин
Но особенно важно учитывать обстоятельство, на которое указывал человек, мнение которого о Сократе полностью совпадает с мнением о Сократе автора этой заметки, — В.Шекспир в пьесе «Бесплодные усилия любви»:
Они (забавы — Авт.) пусты, и все ж пустей куда —
Трудиться ради одного труда;
Чтоб правды свет найти, иной корпит
Над книгами, меж тем как правда эта
Глаза ему сиянием слепит.
То есть, понять, что такое жизнь, каждый человек должен сам, и исходя из своего же собственного опыта, в котором все, что требуется для необходимого понимания уже присутствует.
Между прочим, к этой ситуации подходят слова какого-то позабытого мною поэта (кажется, Ахматовой), воспроизводимые мною по памяти: «Приступая к какому-нибудь переводу, не читайте предшественников. Иначе память может сыграть с вами злую шутку».
Но есть то, напомнить о чем не вредно всем и всегда: подход к решению всех задач жизни должен быть точно таким же, как и подход к решению задач школьных.
То есть, начинать решение любой задачи следует с уяснения ее условий, то есть, с уяснения того, что уже точно известно, и что пока неизвестно. «На основе прошлого узнаем будущее, на основе ясного познаем скрытое» (Мо-Цзы).
То есть (подсказка), протягиваем ниточку из прошлого в будущее. Связываем времена.
Ну, и в заключение. Если кто-нибудь покажет мне, что Сократ кому-то когда-то на это указывал, я обязательно извинюсь перед ним и за себя, и за В.Шекспира.