ДВОЙНОЕ ДНО РЕЛИГИЙ
На мысль, что все религии являются «чемоданами с двойным дном», неизбежно наводят некоторые некоторых этих религий положения.
Например, христиане не могут не помнить такого, например, положения Притчей Соломоновых: «Глупый верит всякому слову».
Одна из сур Корана звучит не менее интригующе: «И не следуй за тем, о чем у тебя нет знания: ведь слух, зрение сердце — все они будут об этом спрошены».
И уж совсем категорично следующее положение Талмуда: «Говори о том только, что для тебя ясно, как утро, иначе молчи».
Эта мысль становится особенно назойливой, когда появляется понимание, что все эти религии не появились из ничего, но являются естественными продолжениями языческих культов, уже существовавших к моменту этих религий появления.
И, наверное, первые провозвестники этих религий еще продолжали традиции прежних жрецов, которые разделяли свое учения на часть, предназначенную для невежественной массы, и на часть, предназначенную для людей, для которых не остается пустым звуком завет: «Пустословия удаляйся» (2Тим.2,16).
Просто, каким-то образом это понимание к настоящему времени или совершенно выветрилось из сознания всех и всяческих священнослужителей, или каким-то образом из сознания их искоренено окончательно и бесповоротно.
Например, скорее всего, никто из мусульман уже и вспоминать не желает о словах Магомета: «Тот, кто познал себя, познал Господа своего». А уж о понимании ими этих слов или о понимании, что среди них были те, кто на деле себя познал, нечего и заикаться.
Соответственно, уже, скорее всего, невозможно найти христианина, способного осознать смыл положения: «…один источник не может изливать соленую и сладкую воду» (Иак.3,12).
Но зато, ни один христианин не может опровергнуть того, что из источника всех их представлений может вытекать все что угодно: ереси, сатанизм, фанатизм и т.д. и т.п..
И, соответственно, им нечего и заикаться о том, что про источник действительно разумных, добрых, вечных выводов говорится уже в положении: «Благоразумный видит беду, и укрывается, а неопытные идут вперед, и наказываются». Или, как за века до них твердил людям язычник Гомер: «Только когда случится беда, дураки ее видят».
И тем более бесполезно им напоминать, что был все-таки среди них настоящий человек, который «второе дно» их вероучения — элементы будущего в нем обнаружил и развил их.
А потому остается только констатировать, что только на словах и внешне являются верующими люди, которые не способны элементы будущего — мудрости в своих вероучениях обнаружить и, естественно, развить.
«Таково и познание мудрости для души твоей. Если ты нашел ее, то есть будущность» (Пр.24,14). Соответственно, а у того, кто эту самую мудрость и не думает искать, просто-напросто нет или души, которая только и может заставить человека эту самую мудрость искать, или ума: «Я – премудрость обитаю с разумом, и ищу рассудительного знания» (Пр.8,12).