В ЧЕМ НИКТО НЕ ПРЕВЗОЙДЕТ Ю.ЗЕЛЕНЕЦКОГО
В наши дни, если человек при жизни не соорудит
себе мавзолея, так о нем будут помнить, только
пока колокола звонят да вдова плачет.
В.Шекспир
Среди дел Ю.Зеленецкого, которые дают ему право занять соответствующее место в благодарной памяти человечества, сам он выделял то, только в котором его уже никто и никогда не сможет превзойти. Суть этого дела раскрывает персидская пословица:
Мысль уместить в сто слов не мудрено, сто мыслей в слово умести одно.
То есть, «душа ума» Ю.Зеленецкого проявилась в его способности сделать былью то, что в этой пословице воспринималось чуть ли не сказкой. Он сумел найти одно слово, в котором умещается даже не сто, но на порядки больше мыслей.
Слово это — мочалоголовость. И первым его достоинством, особо выделявшимся самим Ю.Зеленецким, является отражение в нем связи времен. Ведь это слово появилось в том числе вследствие ясного, полного и точного уяснения его автором смысла старинной русской пословицы:
Когда в хвосте начало, то в голове мочало.
И, соответственно, точно так же, как и эта пословица, это слово «ввек не сломится».
Подобного рода пословицы есть практически у всех народов мира. Но практически ни в одной подобной пословице любого другого народа не указывается так же ясно и точно, как в пословице русской, на обстоятельство, о котором Конфуций говорил так: «Совершенный муж сосредотачивает свои силы на основе. Коль он достигает основы, перед ним открывается правильный путь».
То есть, русская пословица точнее указывает, что мочалоголовы не просто все те люди, которые сначала делают, и только потом думают, но и все те, кто думают о чем угодно, но только не об основе-начале своих дум. И, соответственно, немочалоголовый — значит совершенный, зрелый, настоящий.
При этом в начале-основе мыслей такого человека лежит именно то, что отражается и в этом самом емком слове — истина взаимосвязанного сосуществования элементов прошлого, настоящего и будущего в каждом миге бытия и бытия людей.
Будущие исследователи подтвердят, что на отмеченную высоту Ю.Зеленецкий поднялся самостоятельно и своим путем. Но, поднявшись на нее, он сразу увидел и тех людей, которые не смогли подняться на нее только потому, что в языках своих народов они не могли найти подобного слова, емкая суть которого была бы их народам в определенной мере близка и понятна без множества других поясняющих слов. И самое главное, без множества других слов, народу были бы понятны цель и последствия употребления этого слова.
В заметках Ю.Зеленецкого эти люди названы. При этом сам автор неоднократно высказывал надежду и уверенность, что со временем появятся люди, которые превзойдут его в раскрытии тем и идей его заметок. Поэтому здесь можно заострить внимание только на одном, для Ю.Зеленецкого самом важном качестве найденного им слова.
Емко выразить самое главное и важное качество самого емкого слова можно так — незалапываемость. И выражается это качество самого емкого слова прежде всего в том, что его вообще нигде и никогда не будут касаться люди, которых оно непосредственно касается.
При этом главное-то заключается в том, что не будут касаться этого слова еще и те, кто не хочет, чтобы люди стали немочалоголовыми, кого эта мочалоголовость людей вполне устраивает. То есть самое емкое слово является таковым еще и потому, что в нем отражается еще и суть процессов, происходящих в обществе, когда, перефразируя известные положения, мочалоголовые ведут мочалоголовых. И по использованию или не использованию этого слова сразу быстро и точно можно сказать, кто есть кто.
И что интересно, получается, даже к отдельному слову можно отнести высказывание О.Уайльда: «Мысль, которая не опасна, недостойна того, чтобы называться мыслью».
В заключение нельзя не написать об одном очень важном, в том числе для самого Ю.Зеленецкого обстоятельстве, написать о котором в заметках о своих гениальных предшественниках у него просто не поднималась рука.
Ведь и опыт этих предшественников показывает, что как бы и с какой бы страстностью кто бы не указывал на опасность пустословия, как бы на словах не отрекался от него, он деле остается пустословом, если не искал, не нашел или не сказал самого емкого, простого, понятного и незалапываемого пустословами слова.
И на этом можно закончить, поскольку количество вытекающих из найденного Ю.Зеленецким слова мыслей все равно делает незаконченным любое, в любое число раз превышающее объем данной заметки исследование его.