В ЧЕМ Л.Н.ТОЛСТОЙ НЕ ДОТЯНУЛ ДО УРОВНЯ В.ШЕКСПИРА
Боже упаси, уважаемые читатели! Л.Н.Толстой, безусловно, великий русский писатель. Он — «зеркало русской революции» и проч., и проч..
Для меня лично он велик замечательными словами, до сих пор, похоже, полностью не осознанными людьми, которым довелось с ними познакомиться. Правда, сейчас трудно сказать, насколько было и есть велико число людей, прочитавших следующие слова своего великого соотечественника:
«Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека участвовать в этом движении и подчиняться и содействовать ему».
Автор этой заметки, несмотря на то, что он еще одиннадцать лет назад процитировал их в своей брошюре «Самая лучшая книга. Нерукотворный памятник ВСЕМ», сам только недавно окончательно понял и для самого себя внятно сформулировал вывод: на деле и по существу человек живет только тогда, когда он сознательно «участвует» в процессе жизни, осознает себя участником этого процесса, суть которого он понимает.
А все остальное, что все люди по сей день считают человеческой жизнью, является просто существованием, «суетой сует», времяпрепровождением, а то и просто времяубиванием, в том числе во время занятий различными естественными науками, с соответствующими, как в последнее время становится все более очевидно, последствиями для самой жизни на планете Земля.
А еще в статье «О Шекспире и о драме» Л.Н.Толстой оставил нерукотворный памятник своего знакомства с пьесой В.Шекспира «Ромео и Джульетта». А в этой пьесе есть слова, которым, как и процитированным ранее словам самого Л.Толстого, похоже, мало кто по сей день придает значение, хотя читателей этих слов этой пьесы В.Шекспира на порядки больше, чем людей, знакомых с процитированными словами Л.Толстого.
Стыдись! Стыдись! Позоришь ты свой образ,
Свою любовь, свой разум; ими щедро
Ты наделен, но сам, как лихоимец,
Не пользуешься всем, как подобает,
Чтоб совершенствовать всегда свой образ,
Свою любовь, свой разум.
(III, 3, пер. Т.Щепкиной-Куперник)
Сейчас уже невозможно сказать, что не позволило Л.Н.Толстому увидеть, что в этих строках В.Шекспир выступает его единомышленником. Но то, что не позволило Л.Толстому понять, что во всех следующих произведениях В.Шекспира приводится развитие его (и Л.Н.Толстого тоже) понимания сути и направления совершенствования человека, можно обозначить совершенно точно, — глупость.
«Глупец не испытывает огорчения от скудости своего ума» (Абу-ль-Фарадж).
Эта глупость не позволила Л.Н.Толстому сделать то, о необходимости делать что говорил один известный во времена Л.Н.Толстого диалектик: «… выводы — ничто без того развития, которое к ним привело, — это мы знаем уже со времен Гегеля, — и выводы более чем бесполезны, если они превращаются в нечто самодовлеющее, если они не становятся снова посылками для дальнейшего развития».
Короче, по сей день В.Шекспир остается единственным человеком на планете Земля, понявшим, что все выводы и слова о совершенствовании и самосовершенствовании — «ничто», пустые звуки, если за ними не следует сделанный В.Шекспиром вывод: чтобы совершенствовать жизнь и свои «образ и разум», нужно познавать себя.
Возможно, более эрудированные читатели укажут, где и когда такой вывод сделал Л.Н.Толстой, и испытывал ли он то, что испытывал В.Шекспир:
And such a want-wit sadness makes of me,
That I have mach ado to know myself.
Печалюсь я недостаточностью своего ума, из-за которой
Я испытываю большие затруднения в познании самого себя.
(«Венецианский купец», пер. автора)
Поэтому, и естественно, Л.Н.Толстой (как и миллионы подобных ему читателей) не заметил и не понял и главной мысли Гамлета о том, что нужно знать, чтобы знать и самого себя, и других людей.
Придет время, когда эту мысль заметят и поймут все люди на нашей планете. И тогда начнется настоящая жизнь и на планете, и у самих людей.
И, безусловно, очень жалко и обидно, что об этой жизни мы узнаем не от наших, конечно же, великих писателей, поэтов и драматургов.