ПОЧЕМУ СДЕЛАТЬ ЧЕЛОВЕКА ФИЛОСОФОМ ЛЕГЧЕ, ЧЕМ ФИЛОСОФА  - ЧЕЛОВЕКОМ

 

Смысл всякой философской деятельности заключается в том,
чтобы сделать философа человеком, а человека философом.

Л.Фейербах


Сделать  человека философом очень легко и просто. Естественно, только при одном непременном условии — этот человек должен быть человеком здравомыслящим.

Тест на здравомыслие уже совсем немудрен. Человек, способный стать философом, должен ясно и точно понимать уже из личного опыта каждого человека вытекающее и со времен царя Гороха людям известное правило: «Добром не кончишь, если начал худо» (В.Шекспир).

При этом истинно, в общем и целом здравомыслящий человек выделяется именно тем, что он не допускает для этого правила никаких исключений: «Из дерьма невозможно сделать конфетку» (Фольклор). «У кого не уяснены принципы во всей логической полноте и последовательности, у того не только в голове сумбур, но и в делах чепуха» (Н.Г.Чернышевский). Проще о всех других, в частностях здравомыслящих людях отзывается пословица: «И толк -то есть, да не втолкан весь».

Без сомнения, в частностях здравомыслящий человек может заметить, что и «фольклорной» «конфеткой» можно все-таки какое-то время и для каких-то целей попользоваться. Но в том то и дело, что истинное, в общем и целом здравомыслие является таковым именно потому, что оно у человека  не на время, а навсегда, на века, навечно.

Но я клянусь, навеки с этих пор
Себе я буду верен, временам наперекор.

(Перевод автора)

Эти слова написал В.Шекспир в ключе сонета 123. И после нас пройдут века и века, но Шекспир останется на века многие века единственным, неповторимым и незаменимым здравомыслящим Человеком в целом мире. При этом слово «навеки» автор перевода написал только для того, чтобы была более заметна связь этих слов этого сонета со словами Гамлета в последних строках первого акта великой трагедии Шекспира.  И окончательно стал он таким человеком, полностью уяснив смысл слов Гомера:

Вы, деревенщина грубая, только одним ежедневным занят ваш ум!
(«Одиссея». XXI,85, перевод В.А.Жуковского)

То есть, опять же, у подавляющего большинства людей «И толк -то есть, да не втолкан весь».

Другое дело, что можно «начать за здравие, а кончить за упокой». Но тут уж все должно быть понятно и в частностях здравомыслящим людям. Смысл там — где связь. «В огороде бузина, в Киеве дядька». «Я ему про Фому, а он мне про Ерему». И остается только надеяться, что определенную связь с уже сказанным можно разглядеть и в пословице, по которой, к сожалению, живут многие самодовольно считающие себя здравомыслящими люди: «Хоть гнило, да нам мило».

Впрочем, даже не самый здравомыслящий человек может согласиться, что в основе, начале всех представлений, помышлений и действий всех людей лежит окружающая нас действительность, проще говоря, жизнь, наблюдая которую люди делают для себя соответствующие выводы, в том числе принципы, о которых говорил Н.Г.Чернышевский. При этом даже не самый здравомыслящий человек может согласиться, что для подавляющего большинства людей, как отметил В.Шекспир в «Макбете»:

Жизнь — это повесть,
Которую пересказал дурак.
В ней много слов и страсти,
Нет лишь смысла.
            (V,5, перевод Ю.Корнеева)

Сразу же необходимо отметить, что свое понимание жизни Шекспир изложил задолго до написания «Макбета» во второй части хроники «Генрих IV» (III,1):

Есть в жизни всех людей порядок некий,
Что прошлых дней природу раскрывает.
Поняв его, ПРЕДВИДЕТЬ МОЖЕТ КАЖДЫЙ,
С БЛИЖАЙШЕЙ ЦЕЛЬЮ, грядущий ход
Событий, что еще не родились,
Но в недрах настоящего таяться.
Как семена, зародыши вещей.
Их высидит и вырастит их время.
И непреложность этого закона…

Выделения в тексте этого фрагмента представляют собой уточнение автора, внесенные им в перевод Е.Бируковой, поскольку последний не учитывал существенную важность этих слов Шекспира. Ведь Шекспир не просто хотел, чтобы КАЖДЫЙ, всякий (a man) человек увидел, понял, что самое существенное в жизни, в окружающей нас действительности, в бытии и бытии людей — это взаимосвязанное сосуществование элементов прошлого, настоящего и будущего в каждом миге бытия и бытия людей. Шекспир хотел, чтобы КАЖДЫЙ человек начал делать из этой ВЕЧНОЙ истины закономерные, взаимосвязанные, выходящие на практику людей (with a near aim) выводы.

А закономерные, вытекающие из истинного основания выводы являются не просто выводами разумными, добрыми, вечными, но и научными. И их научность проявляется не только в том, что, как следует из продолжения этой цитаты, каждый без исключения человек своей жизнью доказывает верность всех этих выводов, но и неотвратимостью последствий их непонимания и не следования им.

Таким образом, В.Шекспир выразил в этой цитате не только свое желание, чтобы каждый человек стал философом, не только показал, что каждому здравомыслящему человеку стать философом под силу, не только показал практическую небходимость такого становления, но и показал практический прием решения задачи, сформулированной в эпиграфе к этой статье.

При этом назвать все эти выводы философскими можно  еще и потому, что именно эта вечная истина связи времен лежит в основе закона отрицания отрицания, о чем до сих пор философы даже не догадываются. Ведь этот закон указывает не на что иное, как на неспособность людей искать и видеть элементы будущего в опыте их предшественников и т.д. Особенно это очевидно, если закон Шекспира выразить формулой его частного случая — закона экономии времени. Но философы, почему то не охотно вспоминают надпись, выбитую над воротами платоновской Академии: «Не знающий математики, да не войдет сюда».

Во всех следующих своих произведениях, включая сонеты, и особенно в сонетах, Шекспир на многих частных практических примерах показывал главное качество этой истины, являющееся главным качеством истины вообще, — ее очевидность. В сонете 11 в качестве такого примера приведен пример самого человечества, которое может существовать только потому, и только до тех пор, пока в нем взаимосвязано сосуществуют три поколения людей, олицетворяющих собой, некоторым образом, прошлое, настоящее и будущее. «Здесь живут мудрость, красота и рост…» написано в строке, следующей сразу за строками этого сонета, в котором этот пример приводится. И отсюда очевидно, что написан этот сонет с той же целью, с какой написаны цитировавшиеся строки хроники «Генрих IV».

Наверное, не все философы читали эти сонет и хронику, но, бесспорно то, что ни один философ, читавший эти произведения (а среди философов, которые уже точно эти произведения читали, были и  не самые последние из них), ничего в них не понял. И, наверное, и кто-то один еще не скоро поймет.

И происходит это по давно замеченной Наполеоном причине: «От ума до здравого смысла дальше, чем думают». Ведь умный человек знает только слова И.Канта: «Разум есть способность видеть связь общего с частным». Но надо еще обладать и здравым смыслом В.Шекспира, задолго до И.Канта понявшего, что действительно разумный человек тот, кто понимает, что это «общее» должно быть прежде всего истинным, вечным.

Но, будучи здравомыслящим человеком, он написал: «Учить ученого не подобает мне». Правда, был все-таки один философ, который как-то сказал: «Исследование истины само должно быть истинно, истинное исследование — это развернутая истина».

Rambler's Top100
© trueshakespeare
Бесплатный хостинг uCoz