СТАЛ БЫ А.БЛОК РУССКИМ ШЕКСПИРОМ?      

 

 

   Только о великом стоит думать, только большие задачи должен ставить себе писатель; ставить смело, не смущаясь своими личными малыми силами.

 

                                                                                                         А.Блок

 

 

 

Преждевременная смерть А.Блока сделала риторическим вынесенный в заголовок данной миниатюры вопрос. И все-таки рассмотреть его надо, потому что справедливая, истинная оценка любому писателю, поэту и мыслителю может быть дана только в сравнении его с В.Шекспиром. И именно это сравнение позволяет поставить А.Блока впереди многих других русских и иностранных писателей и поэтов, живших после В.Шекспира.

 

Прежде всего, на это место А.Блока ставит его «благословенная», как писал В.Шекспир в «Гамлете», слитность «крови и разума»:

 

Познай, где свет, — поймешь, где тьма.

Пускай же все пройдет неспешно,

Что в мире свято, что в нем грешно,

Сквозь жар души, сквозь хлад ума.

 

Именно эта слитность позволила А.Блоку увидеть причину, как писал Шекспир, «mutations — вывертов” этого мира в незрелости людей и общества, обращение внимание на которую было главной темой «Короля Лира»:

 

А пока — в неизвестном живем

И не ведаем сил мы своих.

И, как дети, играя с огнем,

Обжигаем себя и других

(Стихотворение «Есть игра…)

 

Понять же это, современное ему и нам состояние общества он смог именно благодаря слышанному им звучанию:

 

Еще звенит в душе осколок

Былых и будущих времен.

 

Люди же, неспособные это звучание уловить, никогда не будут способны понять свое время и состояние. «Тот, для кого существует только настоящее, ничего не знает о времени, в котором живет» (О.Уайльд). А потому А.Блок видел: «В большинстве случаев люди живут настоящим, т.е. ничем не живут, а так — существуют. Жить можно только будущим».

 

Прозорливость и устремленность в будущее самого А.Блока, позволившие поставить вынесенный в заголовок этой миниатюры вопрос, проявились в его вещих словах:

 

Для России существенно важно, чтобы каждый осознал себя человеческой личностью в абсолютном ее значении и членом нации в абсолютном ее предназначении.

 

При этом особенно важно, что А.Блок прямо и недвусмысленно ставил вопрос об основе решения этой всякой другой проблемы:

 

Догматизм, как утверждение некоторых истин, всегда потребен в виде основания (ибо надо же исходить из какого-нибудь основания).

 

И одну из черт этой основы можно разглядеть в его словах:

 

Во всех нас очень много настоящего и лишь одна капля будущего.

 

То есть, подняться до уровня В.Шекспира в отведенные ему годы жизни А.Блоку не позволили только два обстоятельства. Во-первых, ему не хватило какой-то доли «безумия», «удачи», о которых В.Шекспир говорил в «Гамлете», и позволившей Шекспиру из последнего частного замечания А.Блока сделать великое обобщение: каждый человек суть материализованная вечная истина взаимосвязанного сосуществования элементов прошлого, настоящего и будущего в каждом миге бытия и бытия людей. А потому только Шекспир выполнил задачу, которую А.Блок перед собой только ставил:

 

О, я хочу безумно жить:

Все сущее — увековечить,

Безличное — очеловечить,

Несбывшееся — воплотить.

 

Но им обоим особенно было присуще понимание, Шекспиром выраженное в сонете 26, а Блоком в словах:

 

Не забывай долга — это единственная музыка. Жизни и страсти без долга нет.

 

Поэтому на вынесенный в заголовок вопрос вполне можно было бы дать положительный ответ.

 

Во-вторых, А.Блок, прежде всего, и скорее всего, по вине переводчиков по-настоящему не познакомился с Шекспиром, у которого, в оригинале, все сказанное в этой миниатюре А.Блоком выражено более связно, основательнее, точнее, законченнее. Особенно это касается очень важных слов Блока, написанных им в статье с интересным названием «Много шума из ничего»:

 

Когда мы смотрим, как другие представляют, чем жив человек, мы как будто смотрим на самих себя в зеркало; оттого каждый из нас может лучше присмотреться к себе самому, увидать, что есть в душе у него черного и грешного и что есть светлого и радостного.

 

И тут А.Блоку, наверное, чуть только не хватило жизни, чтобы и к каждому человеку отнести слова:

 

Сотри случайные черты —

И ты увидишь: мир прекрасен.

 

Таким образом, произошло то, о чем сам А.Блок сказал так: «Сознание того, что чудесное было рядом с нами, приходит слишком поздно». Преждевременная смерть Блока лишила его этого сознания навсегда.

 

Поэтому остается только надеяться, что когда-нибудь несостоявшаяся для А.Блока встреча с чудом В.Шекспира, состоится у какого-нибудь другого писателя и поэта, у которого «кровь и разум» будут слиты так же «благословенно», как и у них. Ведь они оба понимали:

 

          Тот, кто поймет, что смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге, уже перестанет быть обывателем.

                                                        А.Блок

 

А самый злобный враг людей —

Самонадеянный покой…

 

(«Макбет».III,5, перевод  М.Лозинского)

 

 

Rambler's Top100
© trueshakespeare
Бесплатный хостинг uCoz